Дом поэта

В стороне от шумного Нового Арбата, в Борисоглебском переулке расположился дом № 6. Известен он тем, что в нем провела свою молодость Марина Цветаева. Эти стены одновременно хранят память как о светлых, радостных событиях в жизни поэта, так и о горьком, тяжелом военном времени.

dp1

В 1914 году молодая семья: Марина Цветаева-Эфрон, ее муж Сергей и двухлетняя дочка Аля, — въехала в просторную квартиру № 3, занимавшую в доме полтора этажа. Обосноваться именно здесь они решили не случайно, арбатские места были родными для супругов с детства. А довершила выбор необычная планировка квартиры. Она походила на европейский замок в миниатюре, с множеством лесенок и круглыми окошками в стенах между комнатами, в одной из комнат окно располагалось на потолке…
«Дверь открывается — вы в комнате с потолочным окном — сразу волшебно! Справа — камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это — мой дом. Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я!» — восторженно отзывалась Марина Ивановна о своем новом доме в Борисоглебском переулке в разговоре с сестрой.

Столовая

Когда-то в этой комнате стояла мебель красного дерева в стиле ампир: круглый обеденный стол со стульями, диваны, буфет с посудой. По стенам висели картины, каминную полку украшали часы в виде верблюда и бюст Пушкина. Но до наших дней мало что сохранилось. В ледяные зимы гражданской войны почти вся чудесная мебель была порублена руками Марины Цветаевой на дрова, чтобы хоть как-то согреться в заиндевевших домашних стенах. Сегодня на своих исторических местах стоят только копии той обстановки. А из мемориальных вещей осталась посуда семьи Дурново-Эфрон, тарелка из гостиницы Zum Engel, где несколько раз останавливалась Цветаева, этюд «Женевское озеро», написанный матерью Сергея Эфрона, Елизаветой Дурново-Эфрон. И множество семейных фотографий…
dp3

Музыкальная гостиная

Из столовой мы попадаем в проходную комнатку с роялем, книжным шкафом, зеркалом, этажеркой и старым сундучком, прикрытым вязаной накидкой. Над роялем висит портрет Людвига ван Бетховена, любимого композитора Цветаевой.
 Все о Москве

Кабинет Марины Цветаевой

По воспоминаниям Ариадны Эфрон, этот уголок был единственным в жизни ее матери, который она избрала для себя сама, «настоящая мамина комната». А сама Цветаева говорила, что в этой комнате заключается дух дома. У окна во двор, как и раньше, стоит письменный стол, позади, справа, в причудливом углублении изгибающейся стены — шкафчик с книгами. На нем — образ Богоматери «Взыскание погибших». Привлекает к себе внимание и большой красный граммофон сразу у входа. Напротив двери — диван, прикрытый вязаным покрывалом, на полу вместо коврика — волчья шкура. Сверху — портрет Сергея Эфрона — это копия — оригинал, написанный в Коктебеле, не сохранился. Также в комнате можно заметить репродукции картин Врубеля «Царевна-Лебедь» и «Пан», Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом», изображения актрисы Сары Бернар, русской парижанки Марии Башкирцевой, Наполеона Бонапарта и его сына, герцога Рейхштадтского. Эти люди много значили в жизни Цветаевой, им она посвящала свои стихи.
 Все о Москве

Детская

Самая большая комната в квартире — детская. Окнами она выходила во двор и на купола церкви Николы, которую снесли в 30-е годы. На окнах — кремовые занавески, на полу — серый ковер с рыжим узором листьев. Большой книжный шкаф у стены, детская кроватка и сундук, на котором спала няня. Ариадна запомнила высокие рождественские ели, которые ставили здесь по праздникам.
 Все о Москве
В воссозданной обстановке представлены туалетный столик и зеркало Марины Цветаевой. А также два шкафа и киот с иконами, которые принадлежали ее сестре Анастасии, кровать ее брата Андрея. Автор картин, развешанных на стенах, мать Сергея Эфрона. За детским столиком сидят два старых плюшевых медведя и «читают» азбуку Александра Бенуа. Ковер с рождественской сценкой, висящий над кроваткой с куклами, сделала уже взрослая Ариадна Эфрон в годы ссылки. Центр экспозиции — фотография двух дочерей Цветаевой, Али и младшей, Иры. Это ее последнее фото — девочка умерла от голода в 1920 году. Тут же можно увидеть и макет несохранившегося дома Цветаевых в Тарусе.

Кабинет Сергея Эфрона

Кабинет располагался на втором этаже. В годы, когда здесь жил Сергей Эфрон, все убранство комнаты составляли тахта, узкий диванчик красного дерева, шкаф, буфет, маленький круглый столик и письменный стол у окна. Гостям комната напоминала каюту старинного парусника. А Цветаева называла ее в своих стихах не иначе, как чердачным дворцом и чердак-каютой.

Из нынешней обстановки бросается в глаза огромное чучело ястреба напротив входа. О военном времени напоминают утюг, кофемолка и самовар — в таком же Цветаева варила пайковое пшено. Из личных вещей сюда перенесли наборный ломберный столик семьи Эфрон и чемодан в зеленом чехле семьи Цветаевых. В 1922 году Марина Ивановна вместе с дочерью покинут этот дом, а вместе с ним и Россию на долгие 17 лет.

Наш рассказ о жизни Цветаевой и ее доме далеко не полный, узнать больше вы сможете, посетив ее музей. Самое удачное время, на наш взгляд, четверг, когда он работает до девяти вечера, и выходные. В эти дни (четверг — в 19.00 и субботу, воскресенье — в 12.30) в музее проводят обзорные экскурсии без предварительной записи. Одно условие — должно набраться достаточное количество участников, что случается не всегда. Еще спешим обратить ваше внимание на новый тематический маршрут по цветаевским местам, который опубликовали на портале «Узнай Москву». Можно выделить для него выходной день и пройтись по адресам, связанным с разными периодами жизни поэта.