Выставка «Коллекция особого назначения»

Выставка «Коллекция особого назначения», приуроченная к 100-летию Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России, проходит в Российском национальном музее музыки.

У истоков создания Госколлекции стоял Константин Владимирович Третьяков (1830-1909) – однофамилец основателя Третьяковской картинной галереи. Константин Владимирович стал первым и единственным меценатом коллекции уникальных инструментов. Третьяков передал в дар Московской консерватории 30 инструментов итальянских и французских мастеров, в том числе созданных Антонио Страдивари, с условием, что скрипки «останутся навсегда собственностью Консерватории для потребления беднейшими учениками».

В ноябре 1919 года Нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский поддержал народную инициативу о создании «фонда уникальных инструментов» и подписал распоряжение о создании «наблюдательного комитета» «для контроля над правильным использованием инструментов», получившим название «Комитет охраны Государственной музыкально-инструментальной коллекции». Этот год и можно считать годом основания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ.

Сегодня Госколлекция объединяет 286 музыкальных инструментов, созданных с XVI по XX вв. такими мастерами, как Амати, Страдивари, Гварнери, Бергонци. Тридцать инструментов Госколлекции являются лучшими образцами мирового музыкального наследия. Основной задачей Госколлекции стала забота о развитии российской исполнительской школы и обеспечение талантливых музыкантов лучшими инструментами. На коллекционных инструментах в разные годы играли известнейшие музыканты: Леонид Коган, Давид Ойстрах, Рудольф Баршай, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Вадим Репин и многие другие.

Один из разделов выставки будет посвящен только что отреставрированным в Италии по поручению Президента РФ В.В. Путина и при поддержке Министерства культуры РФ музыкальным инструментам: скрипке работы мастера Санто Серафина (1749 г.) и виолончели работы мастера Пьетро Гварнери (XVIII в.). Итальянские реставраторы провели масштабную и кропотливую работу по восстановлению ценных музыкальных инструментов. В ходе реставрационных работ были восстановлены и прекрасные акустические характеристики музыкальных инструментов, что подтверждает правильность выбора проектных решений и исключительное качество их выполнения.