Уголок искусствоведа: Москва Василия Кандинского

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва — мой живописный камертон».
В. Кандинский

Сегодня рубрика московского искусствоведа Анастасии Постригай посвящена архитектурной Москве Василия Кандинского.

Москва. Смоленский бульвар. Этюд. 1916

Василий Кандинский не был архитектором. Но его творчество в значительной степени повлияло на мировую архитектуру и, в частности, на облик нашей столицы.

Москва. Зубовская площадь. Этюд. 1916

Москва  родной город Кандинского. Её виды он не раз писал из окна своего дома в Долгом переулке (ныне  улица Бурденко, 8/1). И именно здесь многие его идеи получили воплощение. Так с чего же все началось?

Вернувшись из-за границы во время Первой мировой войны, Кандинский стал одним из инициаторов создания Совмаса («Свободных Мастерских»), а позже  ВХУТЕМАСа. Со студентами он анализировал цвет и форму. Ему принадлежат слова: «Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». В качестве упражнения ученики превращали знакомые предметы в геометрические фигуры. Все это впоследствии сильно повлияло на развитие архитектуры. Так, архитектурный модернизм многим обязан именно Кандинскому.

Москва II. 1916

Модернизм  от итал. modernismo  «современное течение». Архитектурный модернизм 20-х годов включает в себя, например, советский конструктивизм (зародившийся во ВХУТЕМАСе) и немецкое движение Баухауз (появившееся в одноименной школе, где также преподавал Кандинский). Основные принципы модернизма  простота форм и рациональность пространства. Столь любимая Кандинским геометрия «со смыслом» подходит, как нельзя кстати.

Всадник Святой Георгий. 1915 год

Конструктивизм в советской культуре постепенно перешел в «сталинский ампир». Декорированные барельефами здания сохраняли функциональные планировки. Вершина стиля  знаменитые столичные высотки. Опять же, не что иное, как призмы Кандинского, удобно распланированные внутри. Высотки попроще  современные небоскребы с полотна «Этажи» (1929). Но небоскребы в творчестве художника встречаются и раньше  на холсте «Москва I» (1916). К слову, если бы не революция, в результате которой Кандинский потерял свой дом в Долгом, художник воплотил бы в Москве свой архитектурный проект. Рядом с домом, полученным в наследство, он купил участок земли под строительство виллы. Однако всем этим планам не суждено было сбыться.

Москва I. 1916