Красные казармы в районе Лефортово

С 1864 года здесь размещалось Московское юнкерское училище. Это первое в стране заведение, где военнослужащие, не окончившие гимназию, могли получить высшее офицерское образование.

Расскажем о некоторых его воспитанниках.

В 1873 году в Московское юнкерское училище поступил Владимир Гиляровский, но его обучение продлилось недолго – всего пару месяцев. Однако Красные казармы стали первым московским адресом будущего автора книги «Москва и москвичи». И свой путь с Ярославского вокзала до места учёбы он интересно описал в первой главе этого произведения.

Как признавался сам будущий писатель, его томила железная дисциплина и отсутствие свободы.

«Только по воскресеньям отпускали в город до 9 часов вечера. Опозданий не полагалось. Будние дни были распределены по часам, ученье до упаду», — рассказывал он в автобиографических «Моих скитаниях».

Однажды Владимир Гиляровский возвращался в училище после весело проведённого в одном из трактиров вечера. Его путь лежат через госпитальный сад. И вот в одном из кустов он увидел плачущего младенца, завёрнутого в белое одеяльце. Гиляровский растерялся – скоро надо быть в казармах, но как же ребёнок? Он решил с младенцем прийти в училище, а потом уже передать найдёныша в полицию.

Для мальчика история закончилась хорошо, а вот Гиляровского через несколько дней отчислили «по распоряжению начальства без указания причины». Юнкер Гиляровский негодовал, но смирился. Хотя вряд ли его отчисление было связано со спасением ребёнка, уж больно нрав у юного Владимира был сложный.

В начале 1900-х годов лефортовское военное училище окончил Борис Шапошников, будущий Маршал Советского Союза, он вспоминал, что на заключительный год учёбы ему довелось дежурить на страстную неделю и на Пасху, когда в Москву должен был приехать Николай II с семьёй.

Старший портупей-юнкер Шапошников попал в почётный караул в Георгиевский зал Кремля. «Весь зал был наполнен женщинами всех возрастов, с кокошниками на головах, в русских костюмах, с большим декольте… Как потом выяснилось, мы попали на обряд «христосования» царицы со своими придворными дамами, пре­имущественно московскими», — вспоминал маршал Шапошников в книге «Воспоминания о службе».

В настоящее время казармы по-прежнему принадлежат военным. И как знать, может, из нынешних обитателей казарм выйдут и писатели, и военачальники, которые продолжат славную историю лефортовских учащихся.

Фото: hmong.ru