Гуляя по Большой Ордынке, можно заметить каменные, необычной формы, под старину ворота, которые выделяются из окружающей застройки

За ними скрылась от городского шума и суеты Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Она была основана в 1910 году великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой (до замужества немецкая принцесса Элла Гессен-Дармштадтская). Переехав в Россию, она выучила русский язык и приняла православие. А после трагической гибели супруга удалилась от светской жизни, продала всё ценное и на вырученные деньги купила усадьбу для строительства женского монастыря.

Сердце обители – храм Покрова Богородицы, построен в неорусском стиле знаменитым архитектором Алексеем Щусевым. Образцами для него послужили церкви Новгорода и Пскова XII-XIV веков. Чтобы сохранить ощущение неровности древних зданий, Щусев делал все рисунки и чертежи без линейки – от руки. Скульптор Сергей Коненков украсил собор каменной резьбой. А внутри храм расписали художники Михаил Нестеров и братья Корины. Двенадцать храмовых колоколов были настроены под знаменитые ростовские звоны.

Обитель труда и милосердия не была монастырём в привычном понимании. Её сестры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители и создать семью.

Члены общины занимались благотворительностью не только в стенах обители, но и за её пределами. Сестёр можно было заметить в самых криминальных районах Москвы, в том числе на Хитровке. Они оказывали медицинскую и духовную помощь, обходили ночлежки, сопровождали беспризорных детей в приюты. Местная больница для бедных с палатами и операционной считалась одной из лучших в Москве.

Заложенные Елизаветой Фёдоровной традиции благотворительности стараются сохранять и сейчас. Обитель помогает детям с инвалидностью, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, одиноким пожилым людям, многодетным семьям и людям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах.