«Блестящая демонстрация мужества и уверенности»: Парад, который потряс весь мир

… Этот день фюрер не считал особенным. И тем более не верил, что русские вообще вспомнят о такой важной для них дате. Всё изменилось, когда глава фашистской Германии включил радио – там передавалось, что в советской столице, той, возле которой стоят его, Гитлера, войска, идёт парад! И сам Сталин там!

Гневу фюрера не было предела! Он бросился к телефону, его быстро соединили с командующим ближайшей к Москве бомбардировочной эскадрой.

«Даю вам час для искупления вины. Парад нужно разбомбить во что бы то ни стало. Немедленно вылетайте всем вашим соединением. Ведите его сами. Лично!»

Может, в этот момент Адольф Гитлер впервые почувствовал страх. Понял, что победа начинает ускользать от него. Он ещё надеялся, что бравые бомбардировщики смогут остановить действо в самом сердце страны, которую он так мечтал покорить.

И вот – долгожданный доклад. До Москвы не долетел ни один бомбардировщик. На подступах к городу было сбито 34 немецких самолета…

О том, что парад на Красной площади Москвы вообще возможен – не верили. Враг у ворот, минимум в 70 километрах от Кремля – возможно ли? Возможно!

При этом надо было учесть, что за месяц до этого на Москву вражеские самолёты совершили 46 вылетов. Историки отмечают, что воздушную тревогу уже даже не объявляли.

И в такой ситуации вдруг на совещании членов политбюро и военачальников 28 октября Иосиф Сталин заявляет, что парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции, традиционно проходивший в этот день, надо организовать. Участники совещания молчали. Как, сейчас?

Но Сталин оказался прав. Он и его ближайшие соратники понимали: помимо сражений, Германия мастерски ведёт ещё одну войну – психологическую. И именно сейчас, после паники, которая всего несколько дней назад охватила город, после такого стремительного продвижения войск неприятеля вглубь страны необходимо показать гражданам, показать всему миру, что враг не пройдёт.

Началась подготовка. Строевые занятия проходили на импровизированных плацах или прямо на боевых позициях. И кстати, зачем это нужно никто не догадывался – в курсе были только самые высокие командиры. О том, что они будут принимать участие в параде, военнослужащие узнали буквально за несколько часов до его начала.

Конечно, важным моментом являлась музыка. Руководить оркестром доверили капельмейстеру дивизии особого назначения имени Дзержинского Василию Агапкину. Выдающийся музыкант выбрал для исполнения четыре марша, причем «Прощание славянки» – авторства самого Агапкина – оркестр должен был играть дважды. Ему предстояло играть своё главное произведение, возможно, на главном параде в его жизни. Тогда Василий Иванович даже не догадывался, что в 1945 году он снова выйдет на Красную площадь, уже на Парад Победы… Но до этого дня было ещё далеко. Репетиции музыкантов, которых собирали чуть ли не по всей стране, проходили в конном манеже в Хамовниках.

И конечно, безопасность. Стало ясно, что пока немцы не проведут перегруппировку и не пополнят свои резервы, наступление они не начнут. В этом уверил Сталина сам Георгий Жуков. Да и с угрозой с воздуха решили разобраться заранее. 5 ноября советская авиация совершила налет на все немецкие аэродромы. Что касалось противовоздушной обороны, то на июль 1941 года московская ПВО была одной из самых мощных в мире несмотря ни на что. А к 7 ноября центр города стал самой безопасной точкой на Земле – это подтверждают даже иностранные специалисты.

Также начало парада сдвинули на два часа раньше. Было светло, несмотря на мокрый свет и ветер – из-за этого пришлось отказаться от запланированной воздушной части.

«В день своего национального праздника русская земля встретила зиму», — писала об этом дне газета «Правда».

Из ворот Спасской башни выехал на коне маршал Семён Буденный. После он поднялся на трибуну мавзолея, к Иосифу Сталину. Увы, из-за ошибки оператора речь Сталина заснята не была – из-за чего многие говорили, что его на площади вообще не было. Но свидетелей его присутствия было более 30 тысяч человек – не придерёшься. А вот слышал Красную площадь в прямом эфире весь мир.

После речи главы государства был дан старт Параду. Участие в нём принимали пехотинцы, кавалеристы, стрелки и пулеметчики, артиллеристы, танкисты и ополченцы — почти 28,5 тысячи человек. Через несколько дней многие из них были уже на фронте.
Завершали Парад советская военная техника. Более 200 танков! Их экипажи были готовы дать бой захватчикам.

Парад длился чуть больше часа. Причём в это же время торжественные марши прошли в других городах. В Куйбышеве парад принимал Клим Ворошилов, а в Воронеже — Семён Тимошенко.

О том, что Москва не только не сдаётся, но и проводит Парад, скоро узнали все, включая жителей оккупированных территорий — им новости передавали через партизанские отряды, подпольную прессу и листовки. Сталин оказался прав – этот психологический удар гитлеровцы не выдержали. Своё получили и союзники, говорят, именно Черчилль сказал, что «русские не сдаются, с ними можно иметь дело дальше». Эти слова растиражировали не только английские газеты.

Следующую попытку возобновить наступление немецкие войска предпримут уже 15 ноября – и она окажется последней.

Фото: В. Малышев и А. Устинов