Деятельность художественного объединения «Союз молодежи» перемещалась, кажется, по всем измерениям искусства. Их театральные эксперименты стали знаковыми и для истории живописи, и для истории театра.
Спектаклей было всего три… Или целых три.
Первую постановку – «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» – создавали большим художественным коллективом, над оформлением помещений и костюмами работали почти все художники объединения. А когда этот спектакль решили перенести в Москву, художником пригласили Владимира Татлина, который позже публично и со скандалом отказался признать свое авторство.
В 1913 году «Союз молодежи» организовал «Первый в мире футуристов театр». Этот театр поставил два спектакля: оперу «Победа над солнцем» Алексея Крученых и моноспектакль «Владимир Маяковский. Трагедия», написанный самим Маяковским. Каждая из этих постановок прошла лишь по два раза. Художниками выступили Казимир Малевич, Павел Филонов и Иосиф Школьник. И без скандалов вновь не обошлось.
Тем не менее, сложно представить более авангардные и революционные театральные эксперименты, чем эти три спектакля ‒ их до сих пор внимательно исследуют, изучают и даже реконструируют.
Познакомиться с изобразительными опытами «Союза молодежи» можно в Еврейском музее и центре толерантности ‒ одноименная экспозиция будет открыта до 20 января. Выставка проходит при поддержке банка ВТБ.