Петровская, а ныне Тимирязевская, сельскохозяйственная академия находится на месте некогда великолепной усадьбы Петровско-Разумовское
Своего расцвета усадьба достигла при графе Кирилле Разумовском, который был братом сиятельного Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы.
Кирилл Разумовский получил хорошее образование в Европе, обладал прекрасными манерами, придворная «наука» была его стихией. Женился граф на фрейлине и дальней родственнице государыни Елизаветы Петровны – Екатерине Нарышкиной. Усадьба стала приданым невесты.
Сразу же после свадьбы новый хозяин занялся обустройством имения. Здесь появился деревянный дворец с часами, каскады прудов, французский парк с клумбами, аллеями, триумфальными воротами и гротом (позже печально знаменитым). По легенде, план парка создал сам Ленотр, садовник Версальского сада.
Имение граф завещал своему сыну – Льву Разумовскому, хозяину дома на Тверской, где потом открылся Английский клуб, а теперь расположен Музей современной истории России. Кстати, есть версия, что Лев Разумовский стал прототипом Пьера Безухова в «Войне и мире». Наследник заботился о владениях, но с его смертью закончилась пышная, великосветская страница в истории усадьбы – со временем она пришла в упадок.
Возродили усадьбу в 1865 году, но уже как Петровскую земледельческую и лесную академию. Четырьмя годами ранее отменили крепостное право, и стране срочно требовались агрономы. А Петровско-Разумовское идеально подходило для учебы – просторно, рядом Москва, а главное, можно было вести практические занятия в местных лесах и на полях.
На месте ветхого усадебного дворца появилось похожее на него учебное здание с часовой башней и с уникальными выпуклыми стеклами. Строил его архитектор Н.Л. Бенуа, чей отец Леон Бенуа, приближенный Людовика XVI, бежал в Россию от французской революции 1789 года.
У здания разные фасады. Внешний, который смотрит на улицу, строгий. А внутренний, выходящий окнами в парк, в барочном стиле. По меткому замечанию известного москвоведа Рустама Рахматуллина, на улицу смотрит Петровское, а в парк – Разумовское.
На остальной территории появились фермы, лаборатории, станции для испытаний сельскохозяйственной техники. Главным садовником академии стал Рихард Шредер. Он основал здесь знаменитый Дендрологический сад, существующий до сих пор и названный еще при жизни его именем.
Стены академии за годы ее работы повидали немало. Так в 1869 году сюда приезжал Федор Достоевский, чтобы лично осмотреть место (тот самый парковый грот), где революционная группа «Народное право» за неподчинение убила студента Иванова. Эта история легла на страницы романа писателя «Бесы».
Первая мировая война для института была обозначена открытием метода производства новокаина.
После февральской революции вуз снова отличился: уже советское руководство экспериментировало с образовательными процессами, и тогда знаменитый профессор Тулайков опробовал на студентах-аграриях самое настоящее обучение во сне.
В 1923 году академию переименовали. Новое название было дано в честь основоположника русской школы физиологии растений Климента Аркадьевича Тимирязева.
Ученые Тимирязевской академии много сделали и для победы в Великой Отечественной войне. Институт был эвакуирован в Самарканд, но работы продолжались. Академик Трутнев, например, издал брошюру «Дикая флора Ленинграда, пригодная для питания». Она спасла жизни многих ленинградцев в дни блокады.
В 1947 году за создание первых гербицидов для борьбы с сорными травами Тимирязевка удостоилась Сталинской премии.
На данный момент здание университета внесено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.