Дом-коммуна рабочего жилищно-строительного кооператива

В первой половине 20-х в советском обществе появилась идея общности быта, пространства и распорядка дня. Так в столице началось строительство специальных домов-коммун.

Как правило, первым подобным зданием в СССР называют дом на улице Лестева, построенного в 1929 году.

Дом-коммуна рабочего жилищно-строительного кооператива (РЖСКТ) «1-е Замоскворецкое объединение» – это строение переходного типа с квартирами, так называемыми жилыми ячейками и общественными помещениями.

Это здание стало примером, который нашёл отклик в более позднем строительстве в рабочих районах Москвы.

Возле дома-коммуны находится Шуховская башня, Георгий Вольфензон, архитектор здания, специально спроектировал дом так, чтобы башня стала частью комплекса.

В одной из газет писали: «В Замоскворечье, там где на небе чеканится силуэт радиобашни, расположилась рабочая коммуна. О подобных домах-коммунах рабочие в дореволюционной Москве даже не мечтали».

Так что же это был за чудо-дом?

В здании был общий блок – столовая, кухня, клуб с театральным залом, кинотеатр, библиотека, ясли, спортивные залы и помещения для кружков. На крыше можно было гулять, принимать солнечные ванны, принимать душ.

В центральной части здания размещались 230 ячеек-спален – но там предполагалось только отдыхать. Для остального времяпрепровождения жильцы переходили в общий блок.

Но было и за что поругать дом. Дело в том, что в здании также были… 2-3-комнатные квартиры, причём укомплектованные своей отдельной кухней! Тут проживали граждане «классом повыше». За такой подход дом называли «недостаточно прогрессивным».

Коммуны не стоит путать с коммуналками: в первых условия проживания были продиктованы идеологией, а не обстоятельствами. Да и чтоб проживать к коммуне, необходимо было взять на себя определённые обязательства. Например, не перевозить с бывших мест проживания мебель, не вешать иконы, принимать пищу только в столовой и ликвидировать свою безграмотность в течение года.

Дом-коммуна на Шаболовке действительно был настоящей сенсацией. На него приезжали посмотреть со всего мира, а жильцы нередко выступали экскурсоводами, показывая туристам свой быт.

В годы Великой Отечественной войны жильцы дома, как и многие москвичи, оберегали своё жилище и дежурили на крыше здания, опасаясь зажигательных бомб. Начиная с 50-х годов прошлого века дом начали постепенно расселять. Позже здание бывшей коммуны частично заняло Министерство лесного хозяйства. Однако дом сохранил и жилую функцию, в отдельных квартирах и сегодня живут люди, а общий блок отдан под офисы.