«Тихо едут стены эти, и не бьются зеркала…»,

Писала Агния Барто об удивительном явлении в советской Москве – переезде дома вместе с жильцами на улице Серафимовича на новое место.

На Тверской тоже перевезли немало домов: московскую мэрию, огромное Саввинское подворье, Московскую центральную глазную больницу. Причём при передвижке никого не отселяли. Говорят, даже врачи при переезде продолжали делать в больнице операции. А посетители, которые пришли в это время к родным, увидели голый фундамент и отъезжающее здание. И тут помощь могла потребоваться уже им – только не окулистов, а психиатров. Больница, кстати, до сих пор принимает пациентов по адресу: Мамоновский переулок, дом 7.

Осуществлял практически все передвижки инженер Эммануил Гендель. И делал он всё это, конечно, не ради развлечения. Причиной стал принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы. С одной стороны, по новому генплану необходимо было расширить старые магистрали и построить новые. Ну а с другой стороны, в Москве требовалось сохранить жилой фонд – и без того небольшой. Вот и нашли способ убирать строения с места без разрушения.

После войны и смерти Сталина грандиозные планы по реконструкции Москвы приостановились, и необходимость двигать дома отпала. Но порой к советскому опыту возвращаются и в наше время.

Летом 2020 года с задворок Савёловского вокзала на новое место переехала старинная водонапорная башня. Сооружение построили в конце 19 века при машиностроительном заводе Густава Листа. Здесь производили первые в России компрессоры – устройства для сжатия газов.