На своих уроках я часто предлагаю ученикам тщательно разглядывать архитектурные детали. Столько всего интересного можно увидеть. Вот, например, церковь Вознесения в Коломенском.
На первый взгляд, этот храм — классический образец русского храмового зодчества. А если я скажу вам, что большая часть декора церкви — это готические и ренессансные элементы, как вам такая новость?
Архитектор Петрок Малый был итальянцем. Это был уже не первый опыт приглашения иностранных мастеров в Москву. Итальянцы почти весь Кремль отстроили.
Петрок Малый создал невиданный до тех пор шедевр. Сам шатровый тип храма был абсолютно новый для Руси. Сейчас этот шатер кажется классикой. Тогда, я уверена, церковь удивила многих. У храма нет привычной для русского человека алтарной апсиды.
Петрок Малый смело подошел не только к плану, но к оформлению фасадов. Пилястры и карнизы в стиле архитектуры итальянского Возрождения (у него на родине тогда так строили) сочетаются здесь с треугольными готическими вымпергами. Из русской традиции он взял килевидные московские кокошники. Архитектору удалось совместить в одной постройке три стиля так органично и умело, что церковь Вознесения просто завораживает всякого, кто видит ее.
Храм буквально взлетает над холмом. Он как молитва, направленная к Богу на небеса. Великий князь московский Василий III очень хотел наследника. Храм был построен в буквальном смысле как молитва о чадородии великокняжеской четы. Интерьер чрезвычайно мал для многолюдного богослужения, поэтому церковь Вознесения в Коломенском несла скорее функцию памятника, нежели обычного храма.
Кстати, через два года у князя родился сын — Иван Грозный. Бог всегда слышит молитвы! Ведь недаром в Библии написано: «Если чего не попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоанна:14:14)
Будете гулять в Коломенском, подойдите поближе к церкви и посмотрите на нее новыми глазами.
Анастасия Постригай для «Все о Москве»