В 1812 году в усадьбе на Тверском бульваре случилось историческое событие, и Наполеон здесь ни при чем

У московского помещика Ивана Яковлева и немецкой мещанки Луизы Гааг родился сын – будущий публицист, политэмигрант, философ Александр Герцен.

Внебрачный ребёнок носить фамилию предков не мог. Поэтому отец сам её придумал от немецкого слова herz – сердце, получился «сын сердца», «сын любви» – Герцен.

Познакомились родители Александра Герцена в Германии. Иван Яковлев случайно заметил девушку при вюртембергском дворе, где служил послом его брат. Юная служанка сервировала чай и вмиг его очаровала. Русскому дворянину взять в жёны девушку простого происхождения не позволялась. Несмотря на это препятствие, Иван Яковлев всё равно увёз 16-летнюю Луизу с собой в Москву. Согласно семейной легенде, она бежала со своим возлюбленным и пересекала границу, переодевшись в мальчика-слугу.

Невероятно, но пять лет спустя в этой же усадьбе родилась будущая жена Герцена – Наталья Захарьина, уже «дитя сердца» его дяди Александра.

Из-за своих взглядов на устройство России, которые сильно расходились с политикой императора Николая I, Герцен уехал в Европу. Александр Иванович прожил в эмиграции до конца жизни. В Лондоне издавал газету «Колокол», ориентированную на российских читателей и сообщавшую новости, о которых говорить на родине было запрещено.

Страстно бичуя пороки отечества, в революционном движении Европы Герцен тоже разочаровался, искал отличный от западного путь развития России. «…Европа изживёт свою бедную жизнь в сумерках тупоумия, в вялых чувствах без убеждений, без изящных искусств, без мощной поэзии», — писал Герцен.

В 1920 году в усадьбе на Тверском бульваре разместили Всероссийский союз писателей и многочисленные литературные объединения. С тех пор у неё появилось второе название «Дом Герцена». Сейчас его занимает Литературный институт. Михаил Булгаков списал с этого дома «Массолит» в романе «Мастер и Маргарита». Там у него тоже есть второе название «Дом Грибоедова».