Лето 1932 года. Москвичи радуются теплу, счастливо строят свою жизнь. Принимают и важных гостей: в столицу пожаловали специалисты из Великобритании, знатоки метростроя. Наши строители прислушались ко многим советам, которые они дали, так, с подсказкой английских коллег были внесены изменения в планы строительства некоторых радиусов.
По легенде, именно британские гости предложили проект станции метро «Новокузнецкая», но это, как модно сейчас говорить, фейк, то есть, вообще не соответствует действительности. «Новокузнецкую» создали наши проектировщики, архитекторы и строители.
Работа началась в 1934 году, готовили проект. Изначально станцию хотели назвать «Климентовский переулок», затем её наименование писали «Ново-Кузнецкая», но позже она стала «Новокузнецкой».
Впервые в истории строительства отечественного метро наземный вестибюль был спроектирован и построен в виде ротонды (на месте церкви Параскевы Пятницы). Авторами уникального проекта стали Владимир Гельфрейх, Игорь Рожин, впоследствии народный архитектор СССР, и Любовь Шагурина. Результатом их совместной работы оказалась ротонда с куполом и колоннами по всему периметру. Смотреть на этот шедевр приходила вся Москва.
Уникальные медальоны с барельефами, изображающими архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику, создал скульптор Георгий Мотовилов. Его барельефы признали истинным произведением искусства.
Авторами проекта самой станции стали пока никому неизвестные архитекторы супруги Иван Таранов и Надежда Быкова. Им принадлежит идея пилонной конструкции «Новокузнецкой» с поперечными проходами, впервые использовавшаяся при строительстве метро.
Долгое время в городе говорили, что скамьи на «Новокузнецкой» — из снесенного к тому времени Храма Христа Спасителя. Но на самом деле скамьи специально создали для этой станции, их автор – великий Иван Жолтовский.
Само строительство началось в 1938 году. Планировалось, что все строительные работы и накладка путей займут два-три года. Помешала война. И несмотря на тяжёлое время, московское метро продолжало строиться.
Сегодня по праву «Новокузнецкую» называют своеобразным памятником трудовому подвигу советского народа во время войны.
Станция «Новокузнецкая» была открыта в ноябре 1943 года. Оформлд=ение станции – настоящий учебник истории, рассказывающий о жизни страны в те непростые годы. Над каждой мраморной скамьей центрального зала — металлические щиты с надписями: «Слава героическим защитникам города Ленинграда», «Слава героическим защитникам города Севастополя», «Слава героическим защитникам города Одессы», «Слава героическим защитникам города Сталинграда». Со стороны боковых залов на аналогичных щитах — барельефы великих полководцев прошлого: Александра Невского и Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. Между пилонами и сводом центрального зала — фриз, изображающий идущих в бой солдат и офицеров. Его авторы — выдающиеся советские скульпторы Николай Томский и Саул Рабинович.
Но главный элемент декора — это поразительной красоты мозаики. Их темы — «Садоводы», «Сталевары», «Строители», «Машиностроители», «Шахтеры», «Авиаторы», «Лыжники» и «Парад физкультурников». Эти шедевры мозаичного искусства созданы уникальным человеком и художником Владимиром Фроловым по эскизам Александра Дейнеки.
Фролов совершил настоящий подвиг. Потомственный художник-мозаичист, его семье принадлежала частная мастерская декоративной мозаики. Именно они выиграли конкурс на создание мозаик для Храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге.
После 1917 года мастерскую Фроловых национализировали, однако мастер продолжал трудиться в ней. Когда был получен заказ на мозаики для московской станции «Новокузнецкая», Владимир Фролов был уже очень пожилым человеком, плохо видел. Ленинград в том время уже находился в блокаде.
В холодной и тёмной мастерской великий мастер закончил работу в 1942 году. Работы вывезли по «Дороге жизни» в Москву, где установили на станции. Сам Владимир Фролов вскоре после окончания работы скончался, он так и не узнал, смогли ли доставить одну из его важнейших работ в столицу. Художника похоронили в братской могиле… 27 января 2013 года на «Новокузнецкой» появилась мемориальная доска в память о великом мастере мозаики, надпись на которой гласит: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».
После войны «Новокузнецкая» несколько раз менялась.
В 60-е годы изображения Иосифа Сталина заменили на изображения Владимира Ленина. В 1970 году появился переход на Калужско-Рижскую линию. Сейчас там находится южный зал станции «Третьяковская».
Сегодня «Новокузнецкая» – одна из самых красивых станций. И недавно
началась реставрация гипсовых барельефов. Специалисты уже провели тестовую расчистку его поверхности на небольшом участке. Это позволило разработать методику реставрации всего фриза, а также обнаружить его первоначальный цвет, 1943 года.
Работы будут проводиться в ночные часы без закрытия станции. В ходе реставрации рельеф с изображением ордена Отечественной войны тонируют бронзовым колером. В завершение барельефы покроют защитным лаком.