По задумке Мухиной: памятник, посылающий свет кораблям

Великая Вера Мухина вдохновилась трудной работой водолазов ЭПРОНа (Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения). Сотрудники ЭПРОНа занимались подъёмом кораблей, судов и подводных лодок и другой тяжелейшей подводной работой. Чтобы увековечить дело этих отважных людей, скульптор решила создать статую водолаза. По её замыслу, статуя должна была быть большого размера, причём это должна была быть не просто скульптура, а маяк, Мухина надеялась установить её около Балаклавы.

«Неяркий блеск стали будет ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Серебряный гигант станет посылать спасательные лучи в море», — писала Вера Мухина начальнику ЭПРОН Фотию Крылову в 1937 году.

По замыслу Мухиной, в шлеме водолаза должна была быть установлена аппаратура маяка, радиопеленгатор и радиостанция. Увы, но этому грандиозному плану не суждено было случиться.

Но спустя 79 лет неординарная идея Веры Мухиной, пусть и не столь масштабно, но была осуществлена.

Художник Леонид Тишков создал выполненной в бронзе памятник в стилистике 30-х годов. Однако атрибуты настоящего маяка всё же удалось добавить, несмотря на небольшой размер (если Мухина заложила в проект статуи водолаза аж 40 метров, то Тишков ограничился тремя): в шлеме располагается лампа, мигающая в «ритме сердца». Форма и необычный цвет постамента позаимствованы у Кыз-Аульского маяка, стоящего на Керченском полуострове в Крыму.

Это первый Водолаз-маяк в России и первый в Москве памятник водолазам.