Георгий Данелия, журнал «Птюч» и московское метро – что общего?

Иногда по телевизору мы видим сцену и думаем: «Ну как в кино! Такого быть не может!» Однако в «лихие» 90-е было возможно многое. Например, устроить вечеринку прямо в метро!

Так и поступили создатели журнала «Птюч», одного из изданий, появившихся благодаря Перестройке. С иллюстрациями на грани (вспомнить хотя бы фото молодых людей в обнажённом виде, демонстрирующих своё мужское достоинство – какой Большой театр с нашумевшим «Нуреевым!»), с текстами, по сравнению с которыми песни Шнура покажутся детскими стишками, журнал ворвался в культурную (ой, простите за это слово!) жизнь столицы. Думается, что темы, поднимаемые в журнале, и стиль подачи сегодня бы отнесли не то что к возрастному цензу 18+, а на все 25+.

Создали журнал три школьных друга — Игорь Шулинский, Асад Мир-Касимов и Александр Голубев. Говорят, под издание и его рекламу они заложили бандитам свои квартиры. И вот долгожданная презентация, и где – на станции метро! Почему была выбрана именно станция «Красные ворота» и кто дал разрешение на такое действо найти не удалось. Известно, что на открытие журнала собралась почти вся тогдашняя звёздная тусовка Москвы. Играла музыка, официанты раздавали угощения…

Однако можно предположить, у кого создатели журнала взяли идею подобной вечеринки. У Георгия Данелии. Помните его замечательный фильм «Настя» о девушке, мечтавшей стать красавицей? Её история разворачивается как раз на фоне перестроечного города. И вот однажды преобразившуюся Настю останавливают на входе в метро. Некая фирма устраивает конкурс «Миллиардный пассажир метро». Красотку перед камерой ставит режиссёр (в исполнении Юлия Гусмана), охрана нагло перекрывает путь на станцию ничего не понимающим остальным пассажирам. Далее девушка оказывается на вечеринке на столичной метростанции «Имени Махно», где она даже встречает того самого Косого, так и оставшимся жуликом (отсылка к «Джентльменам удачи»), в исполнении Савелия Крамарова. Сам Данелия изобразил изрядно подвыпившего работника культуры. Это тот случай, когда пародия на «культурную элиту» того времени появилась раньше, чем похожий эпизод в реальной жизни – через год после выхода фильма как раз и прогремел своей вечеринкой «Птюч».

Издание стало не просто популярным, а по-настоящему культовым. И просуществовал журнал, кстати, достаточно долго, с 1994 по 2003 годы. Причём был закрыт, как говорят создатели, потому что редакция устала. И действительно, начиналась новая эпоха.

Конечно, это история. Её надо помнить – даже такую. И не стоит забывать, что в московском метро устраивались концерты на станциях и раньше, как, например, на четвёртом фото, где метростроевцев подбадривают своим выступлением актриса Любовь Орлова и режиссёр Григорий Александров… Но это, как часто говорят сегодня, другое…

Фото 1: Вечеринка журнала «Птюч», 1994 год, автор Николай Малышев (ИТАР-ТАСС)

Фото 2 и 3: Кадры из фильма «Настя», реж. Г. Данелия, 1993 год.

Фото 4: Артисты выступают на строящейся станции «Таганская»-кольцевая перед метростроевцами, автор Евгений Явно, 1949 год.