Москва — уникальный город во многом благодаря своей архитектуре, в которой царит космополитичное смешение стилей и эпох. Здесь на одной улице древневнерусские палаты и храмы соседствуют с зеркальными небоскребами, классицизм дворянских усадеб с особняками в стиле модерн, готические замки со сталинским ампиром высоток. Есть в ней и культовые места, где стилевое многообразие проявилось в таком величии, что стало визитной карточкой города.
Русский Метрополь
В двух шагах от Кремля, на знаменитой Театральной площади узнаваемый классический силуэт Большого театра сменяется готическим зданием ЦУМа, известным жителям царской России как магазин «Мюр и Мерилиз». Именно сюда посылает булгаковский профессор Преображенский горничную, чтобы купить ошейник.
Прямо напротив легендарного торгового дома расположен один из главных московских памятников эпохи модерна — знаменитая гостиница «Метрополь», созданная целой плеядой знаменитых зодчих и художников. Фасады здания представляют собой художественные экспозиции под открытым небом: скульптурные фризы «Времена года» Николая Андреева, огромные майоликовые панно по эскизам Михаила Врубеля.
На одном из них овеянная туманами принцесса Греза уже более ста лет парит над умирающим трубадуром. Любоваться шедеврами искусства можно, просто проходя по улицам столицы. Благодарить за это следует известного русского мецената Савву Мамонтова. Именно он задумал проект лучшей гостиницы Российской империи и привлек к его воплощению талантливейших мастеров: Л. Кекушева, Ф. Шехтеля, К. Коровина, В. Васнецова, В. Поленова.
Чтобы оценить созданное ими роскошное внутреннее убранство, можно остановиться в одном из номеров гостиницы, посетить ее ресторан или записаться на экскурсию.
Путешествуя по улочкам центра столицы, необычный архитектурный сюрприз может поджидать вас за каждым поворотом. В этом очарование и притягательность Москвы. Знаете ли вы, что в российской столице есть дома, которые по своей необычности могут соперничать с причудливыми творениями испанского новатора Антонио Гауди?
Дом-яйцо
Частный дом по улице Машкова 1/11, построенный по проекту Сергея Ткаченко в начале 21 века, действительно похож на яйцо Фаберже. Четырехэтажный особняк, первоначально предназначенный под апартаменты, считается китчем лужковской эпохи и до сих пор не обрел своего хозяина.
Необычный дом выполнен из металлического каркаса, заполненного кирпичом, и облицован красной керамикой и медью, что придет ему декоративный вид шкатулки-яйца. Зачем понадобилось архитектору создавать сооружение такой сложной конструктивной формы?
Первоначально проект предназначался для строительства роддома в Вифлееме, но после отказа от этой идеи обрел воплощение в одном из переулков недалеко от Чистых прудов.
Дом-улей
Личный дом — мастерская зодчего Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке именуется профессионалами «иконой конструктивизма». Выдающийся мастер советского авангарда спроектировал в 1927 году дом из врезанных друг в друга цилиндров. Внешне он напоминает шахматную ладью с окнами в виде пчелиных сот. Необычна внутренняя атмосфера помещения: его гости погружаются в мистическую ауру трансформации пространств с меняющимся освещением. В доме сделана реставрация и открыт Музей Мельниковых. Желающие могут посетить его в составе экскурсионной группы.
Китайская пагода
Дом крупного русского чаеторговца Сергея Перлова изначально был возведен в стиле позднего Возрождения. Черты китайской пагоды он приобрел только в 1896 году в честь визита китайского канцлера Ли-Хунь-Чжана. Известный декоратор Карл Гиппиус изменил его фасад до неузнаваемости. Глазам москвичей предстала настоящая китайская фанза, декорированная змейками, драконами, фонариками и орнаментами.
В советские времена дом охранялся и не менял своего истинного назначения: до сих пор в нем находится элитный магазин чая и кофе. Посетив дом на Мясницкой, 19, вы сможете полюбоваться уникальными внутренними интерьерами: золоченымиросписями потолка, витринами-шкафами и чудом сохранившимися фарфоровыми вазами из частного собрания Перлова.
Испанский замок
Дом купца Арсения Морозова на Воздвиженке, 16 уникален даже для московского архитектурного многообразия. Он представляет собой пример стилизации в неомавританском стиле. Асимметричный экзотический особняк напоминает дворец Пена в Синтре, поразивший Морозова во время путешествия по Португалии. Интересно, что экстравагантный «дом с ракушками» не сразу полюбился москвичам, и стал предметом насмешек и эпиграмм современников Морозова. Сегодня же в одном из самых роскошных особняков Москвы располагается Дом приёмов Правительства РФ.
Московская архитектура так же неисчерпаема, как и сама столица. Чтобы оценить ее изменчивое очарование, лучше увидеть необычные контрасты собственными глазами.