От завода до трамваев: как крупный московский предприниматель мог стать кондуктором, да не стал

Удивительное строение располагается на Ленинской Слободе. Правда, в конце XIX столетия местность называлась Симоновская слобода.

На этом месте находился завод Александра Вениаминовича Бари, чей отец родился в Литве, правда, исследователи нашли в семье и французские корни. Кстати, Вениамин Бари активно переписывался с Карлом Марксом, из-за чего семье пришлось уехать из Петербурга сначала в Швейцарию, а затем в США. В Цюрихе Александр Бари получил образование и первый опыт в качестве инженера-строителя.

В 1880-м году Александр Бари создал фирму «Строительная контора инженера А.В. Бари». А главным инженером назначил близкого своего друга – Владимира Шухова. Тогда он славился тем, что создавал паровые котлы. До знаменитой башни было ещё далеко.

На заводе производили клёпаные изделия, резервуары и стальные котлы. Кстати, завод Бари славился своим отношением к рабочим. Его 300 работников проживали в наёмных квартирах, дома были построены недалеко. В рабочее время дежурил фельдшер, а 2 раза в неделю принимал врач Гуго Левенталь (родственник супруги Александра Бари Зинаиды Яковлевны). С 1895 года за счёт хозяина выдавался обед.

С началом XX столетия завод, несмотря на одни из лучших условий по стране, всё же коснулись первые рабочие забастовки. Говорят, тогда Александр Вениаминович сказал своей жене «Мрак и ужас впереди, картина печальная. Давай уедем, лучше быть кондуктором трамвая в Цюрихе, чем миллионером в России». Наверное, человеку, который действительно радел за свою страну, нельзя было покидать этот мир, став кондуктором. Александр Бари так и не уехал, он скончался 6 апреля 1913 года и был похоронен на Немецком кладбище в Лефортове.

После смерти Александра Вениаминовича 6 апреля 1913 года управление заводом перешло к его сыну Владимиру, а управляющим был сын Виктор, кстати, после 1918 года руководить заводом будет Шухов.

В конце 1913-го край Симоновой слободы, за заводом Бари, был приобретён городом. Здесь было решено построить 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев.

Строительство электрической станции по проекту Ивана Рерберга (он же автор проекта Киевского вокзала) началось в 1915 году. Предполагалось проложить по дну Москва-реки кабель к первой электрической станции для трамваев.

Но станция так и не была запущена. В 1922 году её здания были переданы Всесоюзному теплотехническому институту. В здании установили 10 паровых котлов и две турбины. Экспериментальная ТЭЦ института (ТЭЦ ВТИ) открыта 31 мая 1925 года, она снабжала заводы имени Лихачёва и «Динамо».

Сегодня здание конторского управления завода Бари, успевшего побыть частью электрической станции, также принадлежит институту.

А что же потомки Александра Бари?

В 1918 году Владимир Бари был обвинён в контрреволюционном заговоре и арестован. В тюрьме его допрашивал сам Феликс Дзержинский. Из тюрьмы Владимира как американского гражданина вызволил консул США. После и Владимир, и Виктор со своими семьями покинули страну и обосновались в США, воспользовавшись двойным гражданством.

Дочь Александра Вениаминовича Ольга осталась в России, была художницей. Её сын художник Алексей Айзенман был членом Союза художников СССР, большая часть его творчества посвящена московскому городскому пейзажу. Дочь Анна была замужем за физиологом Александром Филипповичем Самойловым, они и четверо их детей также остались в Советском Союзе.

Фото: Андрей Корнеев