Фирсановский дом в Электрическом переулке

Электрический переулок именовался Соколовским до 1925 года, но в 1924 году здесь построили электростанцию, одну из первых в Москве, и это событие увековечили в названии места. Кстати, старое название Соколовский, по некоторым данным, назывался в честь знаменитого цыганского хора Ильи Соколова.

Настоящим украшением этой окраины исторического центра столицы является богадельный дом с отделкой в русском стиле по проекту архитектора М.А. Арсеньева. Огромное здание начал строить купец Иван Григорьевич Фирсанов, однако он скончался в 1881 году, и достраивали дом его жена и дочь Вера Фирсанова.

Дом, по решению Веры Ивановны Фирсановой, был подарен московскому комитету Братолюбивого общества снабжения неимущих квартирами, находившемуся под патронажем императрицы. Часть помещений была отдана под первую в Москве школу для слепых детей. Здесь также разместился дом для вдов и сирот, названный в честь семьи основателей Фирсановским. Здание было трехэтажным, позже (что хорошо заметно) надстроили ещё на два этажа.

В доме было 180 отдельных комнат, и 80 мест в казармах-палатах, действовал собственный храм и столовая. Жильё получали граждане, попавшие в нужду, например, погорельцы, а также вдовы с малыми детьми.

Надо сказать, жильё получали не все, Братолюбивое общество тщательно отбирало квартирантов. Рассматривались заявки от жителей Москвы, им должно было быть не менее тридцати лет, христиане, иметь справку от духовника и полиции о благонадёжности и прилежном посещении храма, а также подтверждение о своём низком доходе.

Квартирой можно было пользоваться не более 5 лет, а вдовы могли проживать до совершеннолетия детей.

За нарушение порядка, пьянство, оставление на ночлег посторонних, заведение домашней живности и грязь в квартире ждало неминуемое выселение.

… О самой Вере Ивановне стоит сказать чуть подробнее. На момент смерти отца девушке шёл 19 год, и она была единственной наследницей своих родителей. Вера Ивановна получила прекрасное домашнее образование, свободно говорила по-французски и по-немецки, занималась музыкой и увлекалась театром.

В 1881 году Вера Ивановна, несмотря на юный возраст, была два года как замужем за служившим в Учётном банке господином Ворониным. Это был скупой и строгий человек, контролировавший каждый шаг своей молодой супруги. Несмотря на замужество, в 19 лет Вера Ивановна по закону совершеннолетней не была, поэтому её дела вёл адвокат, и какой – сам знаменитый Плевако.

Девушка оказалась стойкой: приняв наследство после смерти своего батюшки, она разводится с ненавистным мужем (выдав ему миллион отступных) и возглавляет семейное дело. Видимо, дочь пошла в отца, потому что дела при Вере Ивановне шли хорошо. Также молодая дама, как в своё время и отец, активно занималась благотворительностью. Она вошла в распорядительный комитет Московского попечительского общества.

Видимо, в делах ей везло гораздо больше, потому что заключённый ею второй брак, хоть и по любви, но также оказался неудачным. Вот девушка и находила отдушину, как бы сказали сегодня, в работе. Она начала развивать различные коммерческие предприятия, например, Сандуновские бани и Петровский пассаж.

Свои средства она разумно тратила и вкладывала, что давало семье отличный доход.

Вера Ивановна не жалела денег на развитие культуры и строительство доходных домов. Дом Фирсановой был одним из центров московской художественной жизни. Она поддерживала певца Фёдора Шаляпина, композитора и пианиста Сергея Рахманинова, художника Валентина Серова.

После Революции женщина получила комнату в коммуналке на Арбате, в одном из некогда принадлежавших ей полностью домов. Работала она гримёршей в одном из московских театров. В 1928 году Фёдор Шаляпин помог Вере Ивановне перебраться в Париж. Умерла она в 1934 году, оставив о себе воспоминания как о первой российской женщине-предпринимателе.

Иллюстрации: Андрей Маркин, портрет В.И. Фирсановой; фото дома – из открытых источников