На пересечении литературы и музыки: какие композиции звучат в романах русских классиков

Нередко русские писатели использовали упоминание тех или иных произведений искусства в своих сочинениях для того, чтобы придать особое значение сцене или глубже раскрыть замысел. И это относится, в том числе, к музыке.

Например, Александр Куприн в повести «Гранатовый куплет» назначил вторую сонату Бетховена, а именно часть Largo appassionato, фактически, главной музыкальной темой. Сейчас её можно было бы назвать саундтреком к истории любви чиновника Желткова. Интересно, что сам писатель крайне любил творчество Бетховена.

В пьесе «Гроза» Александра Островского упоминается народная песня «Среди долины ровныя», стихи для которой написал Алексей Мерзляков. В её тексте, с которой и начинается действие, уже указывается основной посыл истории: главная тема – невозможность заменить в жизни любовь богатством или почестями.

А Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» нередко обращался к опере Шарля Гуно «Фауст», а главное – к образу Фауста. Например, на балу Воланда одними из гостей стали сам композитор и Гёте.

Команда VTBRussia.ru собрала самые известные случаи упоминания музыкальных произведений в работах русских классиков и создала интерактивный материал с аудиозаписями. Смотреть и слушать – здесь: https://dzen.ru/a/ZX87hW_RYU_PDYjI

Фото: Кадр из фильма «Гранатовый браслет», 1964 год