Кто получил первую золотую медаль Императорской академии художеств и почему Наталья Гончарова – это не только жена Пушкина

Наталия Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями», 1927 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Наталия Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями», 1927 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Женские лица в русской живописи зачастую бывают забыты, затеряны на фоне легендарных мастеров-мужчин, но многие из них повлияли на развитие искусства намного больше, чем может показаться.

📌 Молодая художница Софья Сухово-Кобылина благодаря стараниям ее учителя Егора Мейера смогла попасть в Императорскую Академию художеств, где в 1854-м году первой в стране получила большую золотую медаль за картину «Сосновый бор в окрестостях Мурома». Это событие вдохновило многих женщин, а сама Софья позже открыла в Риме салон для русских творцов.

📌 Наталья Сергеевна Гончарова – еще одна известная художница. Она жила позже, чем ее однофамилица, жена Пушкина, и ее работы вели вперед весь русский авангард. Ее талант ценили все современники, а в творчестве были собраны практически все направления того времени – примитивизм, футуризм, фовизм, кубизм.

📌 Сестра художника Василия Поленова, Елена, также внесла значительный вклад в дело развития искусства. Она считается первой женщиной пансионеркой – ее отправили изучать технику работы с керамикой в Европу за счет государственной казны. Сохранилось даже ее письмо, в котором она говорила, что стала первой «особой нашего бабьего сословия, отправленной в командировку с целью изучения». В дальнейшем она создала в Петербурге свой класс майолики и вошла в знаменитый «абрамцевский кружок».

Больше узнать о судьбе женщин-художниц можно из материала, подготовленного командой VTBRussia.ru.

А их произведения сейчас выставлены в Третьяковской галерее, чьим давним партнером выступает банк ВТБ.