М.Ф. Ларионов. С.П. Дягилев. 1920-1930. Третьяковская галерея
Сергей Дягилев – личность неординарная. Известна забавная история о том, как однажды он встретился с королем Испании Альфонсо, и тот задал ему необычный вопрос: «А что же Вы здесь делаете?». Это, можно сказать, было оправдано: антрепренер «Русских сезонов» не был ни дирижером, ни музыкантом, и даже костюмы к балетам не создавал, а ответ дал следующий: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я ничего не делаю, но без меня не обойтись». А все потому, что он обладал особенными качествами – был блестящим организатором, дипломатом, и, главное, умел видеть в человеке настоящий талант.
Дягилев интересовался музыкой и искусством, имел юридическое образование, а с театром впервые познакомился, когда занимался редактированием «Ежегодника Императорских театров» и служил при Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Там же в качестве чиновника по особым поручениям он организовал свой первый балет – «Сильвия, или Нимфа Дианы».
Какое-то время после этого находился в поиске своего дела: занялся открытием выставок европейских художников по всей России, потом – наоборот, организовал художественную выставку в Париже и решил с того момента основать регулярные гастроли отечественных творцов. Первым масштабным фестивалем стали «Исторические русские концерты».
Фото: Юлия Захарова. Третьяковская галерея
Исполнение «Руслана и Людмилы» Глинки, «Снегурочки» Римского-Корсакова», «Чародейки» Чайковского и других шедевров русских композиторов произвело невероятное впечатление на европейскую публику, но настоящий успех делу Дягилева принес балет, который он, кстати, изначально считал искусством довольно примитивным. Но рискнул, зная вкусы публики, и привез из России 5 постановок хореографа Фокина.
С тех пор «Русские сезоны» стали известны по всему миру, а сам Дягилев прославился как реформатор и модернист балета. Хотя он и не участвовал в созданиях постановок напрямую, но его идеи, видение мира и лидерские качества сделали балет совсем иным. В первую очередь, на них повлияло творчество художников-модернистов: эскизы декораций и костюмов создавались Бенуа, Рерихом, Бакстом и Гончаровой, было провозглашено первенство формы, а не содержания – пластика танца стала важнее сюжета.
Фото: Юлия Захарова. Третьяковская галерея
В конце концов, Сергею Павловичу удалось побороть косность и консерватизм академического балета. Он не стал звездой, но ими были признаны люди, которых он принял под свое крыло – например, совсем еще молодые хореографы Мясин и Фокин или танцор, а позже искусный балетмейстер Серж Лифарь. Потому Дягилева и называют родоначальником шоу-бизнеса.
А узнать больше о том, как создавались балеты «Русских сезонов», можно на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция» в Третьяковской галерее. Ее генеральный спонсор – банк ВТБ.