Конструктивизм – не только архитектура: 3 примера этого стиля в искусстве

📷 Дом Наркомфина на Новинском бульваре в Москве после реставрации © Виталий Белоусов, РИА Новости

📷 Дом Наркомфина на Новинском бульваре в Москве после реставрации © Виталий Белоусов, РИА Новости

В первую очередь конструктивизм для нас ассоциируется с архитектурой, поскольку именно это направление творческой мысли в первую очередь предопределило советский облик многих городов, в том числе и Москвы. Однако в таком ключе создавались не только проекты зданий, но более привычные произведения искусства.

📌 Яркий пример конструктивизма в музыке – одноактный балет Прокофьева «Стальной скок». Он написан для Сергея Дягилева. Антрепренер в первую очередь просил о том, чтобы сочинение могло представить Россию в том состоянии, в котором она находилась в 1920-х годах. Премьера его прошла в 1927 году в Париже, и после работу окрестили «первым большевистским балетом».

Сцена из спектакля «Стальной скок» Саратовского театра оперы и балета в рамках фестиваля «Золотая Маска» на Новой сцене Большого Театра © Евгения Новоженина, РИА Новости

Сцена из спектакля «Стальной скок» Саратовского театра оперы и балета в рамках фестиваля «Золотая Маска» на Новой сцене Большого Театра © Евгения Новоженина, РИА Новости

📌 Литературным символом направления стала поэма Сельвинского «Улялаевщина». Её отличительные черты – педалированный функционализм, отсутствие эпитетов и метафор, короткие строки, наполненные исключительно содержанием. Сам текст посвящен жизни народа после Гражданской войны на Урале.

Могила Ильи Сельвинского на Новодевичьем кладбище © Улайсаева, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Могила Ильи Сельвинского на Новодевичьем кладбище © Улайсаева, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

📌 Театральное искусство под влиянием конструктивизма также было преобразовано. Пример этому – «Великодушный рогоносец» Мейерхольда. Премьера прошла без занавеса, кулис, рампы, а декорация была всего одна – рабочий станок, и даже актеры носили одни и те же синие рабочие комбинезоны в качестве костюмов. Тогда это был первый знаковый абсурдистский спектакль в СССР.

Модель декорации «Великодушный рогоносец» (реконструкция) © Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства Л. С. Попова. Театр Мейерхольда, 1922 год, режиссер В. Э. Мейерхольд © CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Модель декорации «Великодушный рогоносец» (реконструкция) © Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства Л. С. Попова. Театр Мейерхольда, 1922 год, режиссер В. Э. Мейерхольд © CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Подробнее о произведениях в духе конструктивизма рассказывают в материале команды VTBRussia.ru.