Церковь для царя

 Фото: @ksenia_haki / instagram
Фото: @ksenia_haki / instagram

Строительство храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском началось по приказу правителя Руси Алексея Михайловича. Тишайший царь любил охотиться в тех местах (сейчас это район между ВДНХ и парком «Сокольники») и бывал частым гостем князя Дмитрия Трубецкого, которому принадлежало имение Копытовка, расположенное неподалеку. Пейзажи так нравились Алексею Михайловичу, что он решил воздвигнуть здесь собственный путевой дворец, а вместе с ним и церковь.

Но если во дворце царь пожить успел, то открытие церкви уже не застал, уйдя из жизни. Его наследник, Федор Алексеевич, преподнес священнослужителям храма список Тихвинской иконы, ставшей главной местной святыней.

С точки зрения архитектуры церковь стала ярким образцом стиля русского узорочья, сформировавшегося тогда же, в XVII веке. Щедрый на декор, этот стиль подарил постройке ряды кокошников, на которые и были поставлены пять глав с куполами, двухъярусную колокольню и настенные росписи. В трапезной церкви были даже оборудованы переход в тот самый Путевой дворец Алексея Михайловича и закрытая моленная для царя и царицы.

Оккупация Москвы 1812-го года не прошла для храма даром. Он был разграблен, трапезную французы превратили в конюшню, а помещение – в склад. Но после того, как город освободился от врага и война закончилась, император Александр I выделил средства на его реконструкцию – помог заживить боевые ранения церкви.

В середине XIX века Тихвинский храм обзавелся приделами преподобного Сергея Радонежского и Николая Чудотворца – этому поспособствовала купеческая семья Константиновых, а в 1917 году отстроили придел мученика Трифона.

Даже после революции храм продолжал работать. Существует легенда, согласно которой в 1941 году со списком Тихвинской иконы служители церкви совершили крестный ход вокруг Москвы на самолете, и именно это отвело врага от столицы.

Переживший вскоре после Великой Отечественной войны несколько реконструкций храм продолжает свою работу и сейчас: за долгие годы своего существования он не закрывался ни разу.